Схемы Павелко и миф о едином телепуле

Сразу небольшой спойлер для читающих эту статью. Если вы ждете на хеппи энд истории об украинском телепуле, должны вас разочаровать. Его не будет. Единый телепул не создадут. Не сейчас и не в этих условиях. И дело совсем не в том, что у нас в стране идет война. Теперь объясним почему.

Андрей Павелко

Об УПЛ

Немного экскурса в историю. Все помнят натужные попытки в 2020-м провести выборы президента Украинской Премьер-лиги и чем все закончилось? Исполнительным директором (читай — главным руководителем УПЛ), приравненным по статусу к Президенту УПЛ, тогда оставили удобного и «карманного» для УАФ Евгения Дикого, а о самой идее демократических выборов как-то и думать забыли. Аннуляция выборов странным образом совпала с другим событием. Есть информация, что перед этим же днем ​​икс состоялась встреча гендиректора «Шахтера» Сергея Палкина и Президента УАФ Андрея Павелко, на которой заочно Евгения Дикого благословили на новые свершения. Скажем, как есть: Дикий — хороший парень. Он коммуникабельный, трудолюбивый и усердный человек, но это точно не самостоятельный и самодостаточный топ-менеджер. И по факту получается, что УПП уже три года без руководителя. А Евгений Дикий — некий двойник Томаса Гримма, только с украинским паспортом, ну и с тем отличием, что чаще бывает на работе, чем его предшественник. А общее у этих двоих одно: Дикий, как в свое время и знаменитый дедушка-юрист и пенсионер из Швейцарии, удобная для большинства клубов УПЛ фигура, которую, предполагаем, за ниточки из своего кабинета дергает Андрей Васильевич Павелко.

Когда в 2008 году только создали УПЛ, был непродолжительный период, когда УПЛ действительно не представляла чьи-то интересы, кроме как интересы клубов. Тогда эта институция давала довольно неплохие финансовые показатели: в украинский чемпионат привлекались спонсоры, продавались права. В тот момент были заложены правильные стандарты: продукт был интересен и вызывал интерес к футболу. Были болельщики, имелись правильные контракты. Жаль только, продолжалось это недолго. Далее к власти пришли люди, приближенные к донецкому «Шахтеру», и узурпировали эту футбольную вертикаль, заставили крутиться остальные клубы вокруг своей оси. Последствия этой политики как раз и вылились в то, что мы имеем сейчас. Хаос и раздор.

Теперь давайте разберемся, что собой представляет УПЛ в наше время. Сейчас функции этой организации сводятся к банально простой вещи — составить календарь соревнований. В теории УПЛ должна быть предприятием, создающим продукт, продвигающим его на рынке и соответственно зарабатывающим деньги для клубов от продажи этого продукта. Для того чтобы это работало на практике, УПЛ должна обладать всем спектром прав (телевизионными и рекламными правами). Вроде бы все просто, да? Чтобы что-то продать, нужно что-то иметь. А получается, что все права принадлежат УАФ. И как теперь продать то, что ты отдал даром?

Об УАФ

На бумаге УАФ это неприбыльная организация. Ее главные функции — развивать массовый футбол и заниматься национальными сборными. Зато есть следующее: УАФ монополизировала украинский футбол. Никого не удивляет, чтó вообще Павелко делает на Общем собрании Премьер-лиги и какое право имеет обсуждать вопросы, связанные с коммерческой деятельностью клубов и Украинской Премьер-лиги? Какие функции он выполняет там? Ответ вам не понравится. Он узурпировал абсолютную власть, в том числе такие структуры, как УПЛ и ПФЛ. И это все на фоне непрерывной вражды Павелко с братьями Суркисами, которые когда-то привели Андрея Васильевича за руку в Дом футбола, и, вероятно, не услышали даже «спасибо». Павелко по сути стал тем, кто вершит судьбы клубов в украинском футболе, прикрываясь решениями, вернее, сплошными одобрянсами Исполкома УАФ. Если принять во внимание, что действующий президент УАФ столько лет явно лоббирует интересы донецкого «Шахтера», взамен получая лояльность и защиту от медиа-структур владельца донецкого клуба, то разговоры о едином телепуле выглядят совершенно нереалистично.

О беттинговых правах

Мы понимаем, что создание единого пула — это необходимая предпосылка для появления целостного качественного продукта. Речь идет о продукте, который будет пользоваться спросом на рынке. Клубы заинтересованы в деньгах, и чем больше — тем лучше, правда? Ведь есть у нас такие клубы, которых и 94 тысячи долларов не устраивают. В идеале единый телепул собирает с клубов все права: телевизионные (внутренние, международные, беттинговые), диджитал, коммерческие и рекламные. В нашем случае мы имеем предложение Setanta, которое за 3,2 млн долларов на первый сезон получает внутренние и международные права на показ матчей, права на распространение хайлайтов, диджитал-права. Фактически все кроме беттинговых прав. Они каким-то образом при молчаливом согласии клубов три года назад оказались в собственности УАФ. Как — непонятно.

Прежде чем двигаться дальше, нужно объяснить, из чего состоят беттинговые права. В этом понятии есть две составляющие. Первая: трансляция матча в режиме стрима на платформах беттинговых операторов, вторая — передача статистических данных. Сейчас история с беттинговыми правами следующая: вероятно, через Павелко в украинский футбол вошла букмекерская контора VBet, которая сначала стала титульным спонсором чемпионата, а впоследствии и нашей национальной сборной. Но этот контракт не был чисто коммерческим. В нем заложен гораздо более глубокий интерес, как одной, так и другой стороны. Дело в том, что с букмекерами из VBet связана компания BetRadar. И именно ей УАФ, после того как получила беттинговые права клубов, продала эти права. Официальный аргумент, с каким мотивом УАФ пользуются собственностью клубов, следующий: за вырученные деньги Ассоциация покупает еще один фургон VAR, обслуживающий матчи лиги. Вы хотели справедливый и беспристрастный футбол? Вот вам VAR, он не врет.

Дальше немного математики. Всего лишь за 100 000 долларов в год компания BetRadar получила монополию на беттинговые права и продает их букмекерским конторам по всему миру. Скорее всего, найдется по меньшей мере 10 других букмекеров, у которых за стримы с матча и статистику BetRadar выторговала по меньшей мере 1 млн долларов. Но ни одной копейки из этих денег наши клубы, которым эти права принадлежат, так и не увидят. Потому что все самое интересное происходит за ширмой. На публике УАФ показывает клубам, что продала беттинговые права за 100 000, которые пошли на VAR. Страшно даже подумать, сколько денег заработали по беттинговым правам.

Компания Павелко

Так кто же в компании Павелко? Беттингом в УАФ занимаются два человека: Олег Шкрьоба и Роман Волынец. Роман Волынец возглавляет УАФ Маркетинг, а Олег Шкрьоба — серый кардинал, еще работавший во времена Суркиса, был вице президентом УАФ и генеральным директором компании «Украина Футбол Интернешнл». Шкрьоба — это ученик Сергея Лашкула, который еще при СССР создал подобную коммерческую компанию, занимавшуюся правами клубов, которые скупали за бесценок. А еще Шкрьоба — здесь внимание! — Кум Александра Денисова. У них даже есть совместный бизнес — кафе в Киеве.

Александра Денисова вспоминаем здесь не просто так. В этой схеме он тоже играл важнейшую роль. А именно помогал реализовывать схему с беттинговыми правами. Откуда, спросите, отправлялись все стримы для беттинговых платформ? На телеканале «Футбол» было установлено специальное оборудование, которое превращало телевизионный сигнал в стрим. Из офиса каналов шел сигнал в BetRadar, а те уже распространяли его тем, с кем были заключены соглашения.

На примере трэша с беттинговыми правами следует одно. УПЛ — это, скорее всего, ширма, за которой Павелко делает все, что ему заблагорассудится, а клубы, соответственно, — расходный материал, на котором можно нагреть кругленькую сумму. Посудите сами: какие бы решения ни принимала УПЛ, их все равно санкционирует на голосовании Исполком. А еще у Павелко более десяти ручных клубов, которые он держит в кулаке. И вот вам яркий пример: голосование за доигрывание чемпионата U-19. «Рух» в итоге добился своего, но предшествовали этому очень странные чудеса. По результатам первого опросника, который УПЛ направила в клубы, тотальное большинство проголосовало против доигрывания. Но на следующий день клубы кардинально поменяли мнение и отправили свое согласие. Предыдущие результаты странным образом были аннулированы. Источники говорят, что этому спектаклю предшествовал звонок Павелко к Козловскому и обещание Андрея Васильевича «решить вопрос» как знак благодарности за «дружбу и поддержку». И это только один маленький пример «договорняков» мастера кулуарных дел Павелко.

Кстати, вы знали, что УАФ получала 6% от каждого контракта с телетранслятором и спонсорами, заключенного УПЛ? В документах так и указано: вознаграждение УАФ. И это еще не все: еще 5% подлежат перечислению эксклюзивному коммерческому партнеру ООО «УАФ Маркетинг». Возникает вопрос: какое вообще отношение эти структуры имеют к профессиональному футболу?

Setanta

Теперь по ситуации с Setanta. Откуда взялась цифра 94 тысячи долларов на клуб от телетранслятора, которая уже стала яблоком раздора для многих клубов? Мало это или много — здесь уж каждый за себя пусть решит. Интересно другое: 94 тысячи долларов — это сумма за вычетом все тех же 6% комиссии. И догадайтесь, для кого? Верно, для УАФ. О моральном праве УАФ брать с клубов деньги говорить нет смысла. Давайте лучше посчитаем сумму, которую клубы недополучают. Умножаем эти 6 тысяч долларов на 16 клубов и получаем 96 тысяч, которые оседают в чьем-то кармане. В УАФ могут апеллировать, мол права на трансляции принадлежат им, отсюда и их доля в распределении средств за трансляционные права. Но это, пожалуй, только в нашем государстве можно рассказывать такие басни, а все вокруг будут в это верить. Во всем цивилизованном мире права на трансляции всегда принадлежали клубам. Они, а не федерации, — создатели того продукта, который мы видим по телевизору и на трибунах стадионов.

Теперь об инсайдах и угрозах. Клубы, выступающие против единого телепула (читайте — клубы, не желающие играть под дудку Павелко), запугивают санкциями. От финансовых штрафов и снятия очков вплоть до отстранения от соревнований. Теперь поразмышляем логически. Три из четырех клубов, которые не поддерживают идею единого пула, который навязывают в Доме футбола, это еврокубковые команды. «Динамо», «Днепр-1» и «Заря». Верите, что во время войны, когда мы собираем до купы наш футбол, у Павелко хватит мужества выгнать эти клубы из УПП? Надо быть совершенно сумасшедшим, чтобы на такое пойти. Тогда откуда эти вбросы о санкциях к клубам и аннулированный договор от телетранслятора? Имя инсайдера этих слухов вам о многом скажет. Их автор, Игорь Бурбас, работал на том же канале, которым руководил Денисов. Наверное, здесь с мотивами все ясно.

VBet

Теперь вернемся к VBet, который год назад стал титульным спонсором чемпионата. В первый год они платили УПЛ один миллион долларов, из которых 200 тысяч сразу ушли коллекторам из УАФ на покупку VAR-машины. Клубы должны были получить 4 транша на общую сумму 45 тысяч долларов каждый. Вы спросите, где делись еще 80 кусков? Так как если 45 умножить на 16, то получается 720 тысяч. Есть подозрение, что эти деньги пошли в «УАФ Маркетинг». Но куда? Наверное, опять на VAR.

В сезоне-2022/2023 по условиям контракта Vbet должен заплатить полтора миллиона долларов, но из-за войны и кризиса в стране уже не против сбить эту сумму вдвое и договаривается об этом с нужными людьми. Из этой суммы УАФ тоже предполагаются проценты. Интересно, за что теперь? VARа в этом сезоне как будто не будет.

* * *

Как сделать единый телепул? Никак. Единственный телепул возможен только при условии, когда Украинская Премьер-лига станет самостоятельной организацией, получит своего руководителя и сама будет распоряжаться правами всех клубов. А пока этого не произошло, большинство клубов, не подозревая того, играют роль актеров массовки, пока за сценой кто-то тихонько перечисляет деньги от проданных билетов на спектакль. И спектакль этот, честно говоря, уже как-то очень сильно затянулся.

Александр Желизняк

Источник