• Реклама

Херсон - город кораблей

История Херсона сквозь века. Специально для Херсонского Форума

Херсон - город кораблей

Сообщение БармаЛео » 05 фев 2017, 11:29

Прочитав публикацию “Вгору” о планах обладминистрации сделать музей на подводной лодке, в редакцию обратился наш земляк, известный фотограф Александр Лавинюков и рассказал о давней своей мечте – создании в Херсоне большого музея судостроения и мореходства. Напомним, в статье “Страсти по мишени” шла речь о подводной лодке CC-310, которая уже почти два десятилетия стоит полузатонувшей в одном из затонов Днепра на территории Херсонского судозавода. Лодка – уникальная.
Херсон - город кораблей

В конце 60-х годов прошлого столетия, когда в СССР разрабатывали новое противолодочное оружие, встал вопрос, на чем это оружие испытывать. Нужна была чрезвычайно “юркая” и прочная подводная лодка, которая могла выдержать удары реактивных глубинных бомб и торпед. Тогда и был разработан проект 690 – ПЛ-мишень. Их было построено всего четыре.

В 1999 году Российская Федерация подарила списанную CC-310 Украине – под музей на острове Рыбальском в Киеве. Ее в 2001 году смогли отбуксировать из Севастополя только до Херсона. Так субмарина оказалась в наших плавнях,

Отставший первенец
Наши соседи, николаевцы, еще в 1978 году открыли у себя музей судостроения и флота. Он до сих пор в Украине – единственный в своем роде. Среди экспонатов и рисунки древнегреческих судов, и иллюстрации к “Истории” Геродота, и картины, посвященные строительству и спуску кораблей на николаевской верфи, и античные археологические находки, и модели кораблей – от однобревных лодок до ракетных крейсеров и авианосцев. Есть и диорама “Строительство кораблей на Николаевском адмиралтействе в первой четверти XIX ст.”, и документы, фотографии, личные вещи, награды моряков, рассказывающие об истории Черноморского флота. Сюда ежегодно приезжают сотни туристов из разных стран мира, традиционным для посещения стал тур членов Военно-исторического клуба Швеции. А за годы своего существования музей принял более двух миллионов посетителей. И это – обидно. Ведь родина черноморского судостроения и мореходства не в Николаеве, а у нас, в Херсоне.

Город – верфь
Наши предки создавали первые корабли в тяжелейших условиях. Жили в землянках, работали посменно, по 16 часов. Строительство не прекращались ни зимой, ни во время эпидемия чумы. Первые суда сооружали деревянными, с двойной обшивкой. И главными инструментами были топор, пила, кувалда, клин да сверло. Но самое тяжелое – формирование носовой и кормовой части, здесь требовались не только большая физическая сила, но и сноровка. От этого зависела прочность судна, его безопасность и длительность службы. И мастеровых, выполнявших такую работу, вознаграждали двойной порцией вина.

За 50 лет с небольшим, с1778 по 1829 годы, пока Адмиралтейство находилось в Херсоне, только по заказу государства у нас построено более 170 фрегатов и судов. Среди них – 110-пушечный линейный “Ягудиил”, открывший серию самых крупных и совершенных по тому времени военных кораблей. И здесь же, в Херсоне, был спущен со стапелей первый в Черноморском флоте “броненосец” – корабль с медной обшивкой. За весь период существования Черноморского военного парусного флота (1775–1860 гг.) он обладал 470 кораблями. Треть из них была спущена в Херсонском адмиралтействе. Кроме того, у нас действовали мастерские, где ремонтировали суда, доставляемые из Таганрога.

Колыбель флота
Именно в Херсоне зародился и торговый Черноморский флот. Первым “купцом” стал “Борисфен”, построенный в 1781 году. Его сделали по частному заказу премьер-майора Михаила Фалеева. Судно положило начало морской торговле юга страны с Францией – доставило неслыханный по тем временам груз: 384 тонны пеньки и железа в Марсель. А затем, буквально за семь лет, построили еще 50 торговых судов, за следующее семилетие – втрое больше.

И после того, как Адмиралтейство переехало в соседний Николаев, работа на верфях не прекращалась. Да, госсзаказов стало меньше, но к тому времени у нас уже было два частных купеческих судостроительных завода. Одну верфь открыли еще в 1806 году, вторую – в 1831. Здесь строилось до 80 процентов всех каботажных деревянных судов Черноморского торгового флота. Через наш порт шла бурная торговля с Францией, Италией, Грецией, Египтом. Здесь же размещались заграничные фирмы: французская – Антуана из Марселя, австрийская – Фабри, польская – Зяблицкого, турецкая – Фрондичи.

И первые пассажирские морские круизы между нашим городом и Одессой начались с “подачи” херсонских судовладельцев почти два столетия назад, в 1827 году. К слову, это был еще и первый пассажирский пароход на Черном море, построенный херсонскими судостроителями.

Судно принадлежало князю Михаилу Воронцову и вначале задумывалось как яхта для семейных развлечений Новороссийского губернатора. Но потом Воронцов прочитал в журнале заметку, что петербургская знать увлечена прогулками по Неве на “стимботах” – так именовались первые паровые суда. Князь тут же приобрел паровой двигатель мощностью 30 лошадиных сил и его установили на яхту. В 1825 году Воронцов передал судно в Морское ведомство. Пароход получил имя “Надежда” и начал курсировать между Одессой и Херсоном. А во время русско-турецкой войны 1828–1829 годов “Надежда” вошла в состав Дунайской флотилии, где использовалась для перевозки раненых солдат.

«Птенцы», ставшие адмиралами
К тому же, именно в Херсоне открыли первую на территории нынешней Украины “кузницу” кадров для флота. Тут с 1834 года в училище торгового мореплавания начали готовить штурманов, шкиперов и строителей судов. Причем, к тому времени в Российской империи существовало единственное аналогичное учебное заведение – Навигацкие классы в Архангельске.

На флоте есть традиция называть суда именами выдающихся людей. И тут нам тоже есть чем гордиться – немало кораблей носят имена выпускников нашего мореходного учебного заведения. Например, одному из судов Советского Союза было присвоено имя контр-адмирала Николая Коломойцева, родом из с. Покровка. В 1902-1904 гг. он был капитаном знаменитого ледокола “Ермак”, позднее – командиром эсминца “Буйный”, участвовавшего Цусимском сражении. После японского плена капитан за мужество и отвагу был награждён именной золотой саблей. Впоследствии наш земляк участвовал во многих морских экспедициях в северных широтах, командовал на Балтике линкором “Слава”, а затем – эскадрой Балтийского флота.

А помните советский фильм “Командир счастливой “Щуки”? Он снят о херсонском выпускнике 1932 г. Григории Ивановиче Щедрине. В годы войны он командовал подводной лодкой “С-56”. Перейдя на ней с Дальнего Востока на Северный флот, потопил в Баренцевом море 10 вражеских кораблей, за что ему было присвоено звание Героя Советского Союза. После войны стал вице-адмиралом, был заместителем начальника штаба Военно-морских сил СССР, редактировал журнал “Морской сборник”. Сейчас подводная лодка “С-56” поднята на берег во Владивостоке и используется как филиал военно-морского музея.

Александр излазил вдоль и поперек судозаводы. И, как говорит, там есть довольно много “перспективных экспонатов”...

И у нас в порту есть “именной” корабль. Он до появления автомобильного Цюрупинского моста обслуживал перевозки между Херсоном, Голой Пристанью и Цюрупинском, а сейчас называется “Капитан Скакун”. Василий Скакун был капитаном этого судна, и по просьбе моряков теплоход переименован в его честь. Он и сейчас “на плаву”, принадлежит Администрации речных портов с пропиской в Херсоне.

Под руководством еще одного херсонского выпускника, Леонида Коршунова, мы первыми в Украине начали строить крупные суда на экспорт. Так, из 45 сухогрузов типа “Бежица” 34 построено по заказам других государств. Строили у нас и ледоколы. Легендарный “Михаил Сомов” трижды попадал в ледяной плен Арктики и каждый раз выходил из передряги с честью. Он выдержал и самый долгий дрейф в современной истории – 133 дня в Тихоокеанском ледовом массиве. И находится в строю до сих пор – служит метеорологам севера.

А параллельно с ледоколом Леонид Коршунов строил уникальный буксир-спасатель. Назвали его “Мощный”, хотя выглядел он как эдакий “мужичок с ноготок” – длина всего 58 метров, ширина – 12,6. Но то, на что он был способен, поражало. Он мог снимать суда с мели, буксировать их, тушить пожары. Подводные телевизионные камеры давали возможность обследовать днища судов, различать даже мелкие детали на больших глубинах.

Особые приспособления позволяли быстро подбирать людей с плотов и шлюпок. Уже в первом своем рейсе в Индийском океане “Мощный” участвовал в спасении сомалийского судна “Джуба”. Тогда в Херсон на имя Леонида Коршуна прибыла телеграмма: “Мощный” снял с коралловой скалы сомалийское судно длиной 132 метра. Работали 6 дней. Благодарим за хорошее судно. С уважением, капитан Сахаров”.

Легенды глубоких вод
Во многих портах на вечной стоянке стоят исторические суда. Так, англичане сохранили “Викторию” адмирала Нельсона. В Японии построена модель линкора в 10-кратном масштабе, которая размещается в многоэтажном здании, линкор можно рассмотреть от киля до клотика. И даже барк “Товарищ”, который полвека был прописан в порту Херсона и стал символом нашего города наряду с памятником первым корабелам, – тоже уже музей. Но не у нас. Это отдельная, совершенно темная история. Постаревший парусник почему-то не стали ремонтировать в Херсоне, а оттащили в Германию, имеенно в город, где его построили как личную яхту Гитлера. Трудно поверить в такое “случайное совпадение”. Затем немецкая общественная организация “Друзья флота” выкупила судно у Министерства образования Украины за 500 тысяч евро. Паруснику вернули первоначальное имя – “Горх Фок” и установили в качестве плавучего музея в гавани Штральзунда, в месте первоначальной прописки. А сейчас, говорят, он в прекрасном состоянии и, возможно, будет участвовать в очередной регате…

А знаете ли, что у нас был еще и свой Титаник? Именно так стали именовать пароход “Князь Потемкин” после столкновения с грузовым пароходом “Аскольд”. А произошло это событие 13 июля 1912 года. Пароход, следовавший по маршруту Херсон – Николаев – Одесса, вблизи острова Березань столкнулся с грузовым судном. Часть пассажиров удалось спасти, но далеко не всех. Вскоре корабль подняли с дна, отремонтировали и даже пустили по маршруту. Но в народе за пароходом прочно закрепилось прозвище “Херсонский Титаник”, который пассажиры предпочитали обходить его стороной. И недаром – судно на своем веку тонуло пять раз. И хотя его построили в Николаеве, а разрезали на металлолом в Одессе, прозвище закрепилось за ним навсегда.

Тезки родного края
А первым название “Херсон” получил фрегат, построенный на наших верфях почти одновременно с первым, 66-пушечным “Слава Екатерины”, и он стал ядром Черноморского военного флота. Когда фрегат отслужил свой срок, российское акционерное общество Доброфлот построило по контракту в Ньюкасле (Англия) пароход-крейсер “Херсон”. Он совершал регулярные рейсы из Одессы во Владивосток. Однажды, в годы англо-бурской войны, на этом корабле спаслись четыре человека. Случилось это в новогоднюю ночь 1901 года. Буры под покровом темноты сбежали из британской плавучей тюрьмы и преодолели в водах, кишащих акулами, более 4 миль, прежде чем достигли спасительного “Херсона”. Случай этот облетел газеты мира. Впоследствии, во время Первой мировой войны, один из тех беглецов – Вилли Штейн – командовал полком стрелков. На гербе полка был изображен человек, плывущий к кораблю. Но самое интересное, что своего младшего сына полковник Штейн назвал Владимир Петрофф – в честь старпома парохода “Херсон” Владимира Петровича Кизимова. А старший сын Вилли, выйдя на пенсию, поселился близ Лейденбурга (ЮАР) на ферме, названной им “Херсон”.

На смену крейсеру пришел его собрат – сухогруз. Во время второй мировой войны он доставлял военные грузы и продовольствие из США в Советский Союз через Тихий океан и дальневосточные порты. Летом 1943 года судно попало в жестокий шторм у побережья Камчатки, раскололось пополам и было выброшено на мелководье. Однако на этом его история не закончилась. Обе половины отбуксировали в Петропавловск. И во время строительства Петропавловско-Камчатского порта носовая часть “Херсона” стояла на берегу и долгое время служила казармой, где жили солдаты-строители.

http://vgoru.org/index.php/template/nov ... a-korablei

Вложения

Херсон - город кораблей
Аватара пользователя
БармаЛео
Живет на форуме
Живет на форуме
 
Сообщения: 2319
Зарегистрирован: 31 авг 2014, 09:53
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 64 раз.

Re: Херсон - город кораблей

Сообщение Ангелина » 05 фев 2017, 13:43

Было бы здорово такой музей в городе
Аватара пользователя
Ангелина
Частый гость
Частый гость
 
Сообщения: 409
Зарегистрирован: 19 авг 2014, 17:01
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 11 раз.

Re: Херсон - город кораблей

Сообщение Omg » 05 фев 2017, 18:38

Судозавод практически не работает и там огромные долги. Так что там можно со всей территории делать музей.
Аватара пользователя
Omg
Живет на форуме
Живет на форуме
 
Сообщения: 1212
Зарегистрирован: 22 июн 2015, 09:30
Благодарил (а): 16 раз.
Поблагодарили: 52 раз.

Re: Херсон - город кораблей

Сообщение Omnia » 26 фев 2017, 23:50

Omg писал(а):Судозавод практически не работает и там огромные долги. Так что там можно со всей территории делать музей.

На территории бывшего Судозавода сейчас 4 разных предприятия. Самое успешное из них - это "Паллада". Оно очень даже работает, у них большой штат. В прошлом году праздновали юбилей предприятия с размахом в драмтеатре.

Вложения

Херсон - город кораблей
Херсон - город кораблей
Херсон - город кораблей
☼♪♫☼♪♪♫☼♥☺♥♪♥☺♫☼♪♫☼♪♪♫☼♥☺♥♪♥☺♫☼♪♫☼♪♪♫☼♥☺♥♪♥☺♫☼♪♫☺☼☺
Яркие фотосессии для всей семьи https://vk.com/shevardina_photo
☼♪♫☼♪♪♫☼♥☺♥♪♥☺♫☼♪♫☼♪♪♫☼♥☺♥♪♥☺♫☼♪♫☼♪♪♫☼♥☺♥♪♥☺♫☼♪♫☺☼☺
Аватара пользователя
Omnia
Живет на форуме
Живет на форуме
 
Сообщения: 3536
Зарегистрирован: 29 янв 2016, 02:07
Благодарил (а): 298 раз.
Поблагодарили: 145 раз.

Re: Херсон - город кораблей

Сообщение And » 28 фев 2017, 07:37

Паллада ремонтирует, а не строит.
Аватара пользователя
And
Живет на форуме
Живет на форуме
 
Сообщения: 1496
Зарегистрирован: 22 июн 2015, 08:47
Откуда: Херсон
Благодарил (а): 22 раз.
Поблагодарили: 61 раз.

Re: Херсон - город кораблей

Сообщение ovimu » 28 фев 2017, 08:47

And писал(а):Паллада ремонтирует, а не строит.


Насколько мне известно Паллада строит доки и довольно успешно
Аватара пользователя
ovimu
Постоялец форума
Постоялец форума
 
Сообщения: 859
Зарегистрирован: 23 окт 2016, 05:49
Благодарил (а): 14 раз.
Поблагодарили: 78 раз.

Re: Херсон - город кораблей

Сообщение Omnia » 23 мар 2017, 01:26

ovimu писал(а):
And писал(а):Паллада ремонтирует, а не строит.


Насколько мне известно Паллада строит доки и довольно успешно

Кроме того, строят корпуса для судов, а электроника уже приезжает из-за границы.

Вложения

Херсон - город кораблей
Херсон - город кораблей
☼♪♫☼♪♪♫☼♥☺♥♪♥☺♫☼♪♫☼♪♪♫☼♥☺♥♪♥☺♫☼♪♫☼♪♪♫☼♥☺♥♪♥☺♫☼♪♫☺☼☺
Яркие фотосессии для всей семьи https://vk.com/shevardina_photo
☼♪♫☼♪♪♫☼♥☺♥♪♥☺♫☼♪♫☼♪♪♫☼♥☺♥♪♥☺♫☼♪♫☼♪♪♫☼♥☺♥♪♥☺♫☼♪♫☺☼☺
Аватара пользователя
Omnia
Живет на форуме
Живет на форуме
 
Сообщения: 3536
Зарегистрирован: 29 янв 2016, 02:07
Благодарил (а): 298 раз.
Поблагодарили: 145 раз.

Re: Херсон - город кораблей

Сообщение Omnia » 23 мар 2017, 01:30

В прошлом году попала на конференцию на Палладе по обсуждению проблем отечественного судостроения. Такое впечатление, что государство не заинтересовано в развитии собственного производства :(

Вложения

Херсон - город кораблей
Херсон - город кораблей
Херсон - город кораблей
Херсон - город кораблей
Херсон - город кораблей
Херсон - город кораблей
☼♪♫☼♪♪♫☼♥☺♥♪♥☺♫☼♪♫☼♪♪♫☼♥☺♥♪♥☺♫☼♪♫☼♪♪♫☼♥☺♥♪♥☺♫☼♪♫☺☼☺
Яркие фотосессии для всей семьи https://vk.com/shevardina_photo
☼♪♫☼♪♪♫☼♥☺♥♪♥☺♫☼♪♫☼♪♪♫☼♥☺♥♪♥☺♫☼♪♫☼♪♪♫☼♥☺♥♪♥☺♫☼♪♫☺☼☺
Аватара пользователя
Omnia
Живет на форуме
Живет на форуме
 
Сообщения: 3536
Зарегистрирован: 29 янв 2016, 02:07
Благодарил (а): 298 раз.
Поблагодарили: 145 раз.

Re: Херсон - город кораблей

Сообщение Omnia » 23 мар 2017, 01:33

Многие думают, что на заводе только металлолом, но новые суда все-таки строятся. Только война негативно повлияла на инвестиции(

Вложения

Херсон - город кораблей
Херсон - город кораблей
Херсон - город кораблей
Херсон - город кораблей
☼♪♫☼♪♪♫☼♥☺♥♪♥☺♫☼♪♫☼♪♪♫☼♥☺♥♪♥☺♫☼♪♫☼♪♪♫☼♥☺♥♪♥☺♫☼♪♫☺☼☺
Яркие фотосессии для всей семьи https://vk.com/shevardina_photo
☼♪♫☼♪♪♫☼♥☺♥♪♥☺♫☼♪♫☼♪♪♫☼♥☺♥♪♥☺♫☼♪♫☼♪♪♫☼♥☺♥♪♥☺♫☼♪♫☺☼☺
Аватара пользователя
Omnia
Живет на форуме
Живет на форуме
 
Сообщения: 3536
Зарегистрирован: 29 янв 2016, 02:07
Благодарил (а): 298 раз.
Поблагодарили: 145 раз.

Re: Херсон - город кораблей

Сообщение Omnia » 23 мар 2017, 01:40

Конечно наши местные политики приехали на экскурсию по территории ХСЗ, сделали умные лица, послушали как Федин рассказывает о проблемах местного судостроения, всё обсудили, но пока вопрос не решается на уровне государственного масштаба - всё это ни к чему не ведет.

Вложения

Херсон - город кораблей
Херсон - город кораблей
Херсон - город кораблей
Херсон - город кораблей
Херсон - город кораблей
Херсон - город кораблей
Херсон - город кораблей
Херсон - город кораблей
Херсон - город кораблей
Херсон - город кораблей
☼♪♫☼♪♪♫☼♥☺♥♪♥☺♫☼♪♫☼♪♪♫☼♥☺♥♪♥☺♫☼♪♫☼♪♪♫☼♥☺♥♪♥☺♫☼♪♫☺☼☺
Яркие фотосессии для всей семьи https://vk.com/shevardina_photo
☼♪♫☼♪♪♫☼♥☺♥♪♥☺♫☼♪♫☼♪♪♫☼♥☺♥♪♥☺♫☼♪♫☼♪♪♫☼♥☺♥♪♥☺♫☼♪♫☺☼☺
Аватара пользователя
Omnia
Живет на форуме
Живет на форуме
 
Сообщения: 3536
Зарегистрирован: 29 янв 2016, 02:07
Благодарил (а): 298 раз.
Поблагодарили: 145 раз.

Re: Херсон - город кораблей

Сообщение Omnia » 23 мар 2017, 01:48

Пока власть имущие фотографировались на фоне корабликов и умничали, простые работяги продолжали делать свое дело.

Вложения

Херсон - город кораблей
Херсон - город кораблей
Херсон - город кораблей
Херсон - город кораблей
Херсон - город кораблей
Херсон - город кораблей
Херсон - город кораблей
Херсон - город кораблей
Херсон - город кораблей
☼♪♫☼♪♪♫☼♥☺♥♪♥☺♫☼♪♫☼♪♪♫☼♥☺♥♪♥☺♫☼♪♫☼♪♪♫☼♥☺♥♪♥☺♫☼♪♫☺☼☺
Яркие фотосессии для всей семьи https://vk.com/shevardina_photo
☼♪♫☼♪♪♫☼♥☺♥♪♥☺♫☼♪♫☼♪♪♫☼♥☺♥♪♥☺♫☼♪♫☼♪♪♫☼♥☺♥♪♥☺♫☼♪♫☺☼☺
Аватара пользователя
Omnia
Живет на форуме
Живет на форуме
 
Сообщения: 3536
Зарегистрирован: 29 янв 2016, 02:07
Благодарил (а): 298 раз.
Поблагодарили: 145 раз.

Re: Херсон - город кораблей

Сообщение Omg » 24 мар 2017, 06:57

Omnia писал(а):Конечно наши местные политики приехали на экскурсию по территории ХСЗ, сделали умные лица, послушали как Федин рассказывает о проблемах местного судостроения, всё обсудили, но пока вопрос не решается на уровне государственного масштаба - всё это ни к чему не ведет.

Такое ощущение, что политики только и ходят по всяким экскурсиям. Тем более херсонские - что они могут решить? Разве что снизить ставку налогообложения для земельного участка. Такой вопрос на их уровне не решается. Да и лица все, как на подбор: Булюк, Сальдо, Путилов, Зеленчук, почему-то Ложичев и т.д. Самые "подниматели" промышленности в регионе. Да и опять же - ХСЗ частная контора. Если государство будет им помогать, то надо тогда контрольный пакет акций передавать государству. А так прибыль пойжет в карманы пророссийски настроенного олигарха. И на что это будет похоже?
Аватара пользователя
Omg
Живет на форуме
Живет на форуме
 
Сообщения: 1212
Зарегистрирован: 22 июн 2015, 09:30
Благодарил (а): 16 раз.
Поблагодарили: 52 раз.


  • Схожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

  • Реклама

Вернуться в Исторический Херсон

  • Реклама
Херсон 2017